В Тбилиси существует много маленьких музейчиков, в основном это дома-музеи, которые состоят буквально из одной комнаты. Мы решили пройтись по ним, но это оказалось не так-то просто: почти все места, где мы видели табличку Дом-музей, были закрыты. Закрыты хорошо! Тщательно! Иногда на кодовый замок! Так, например, музей Мосе Тоидзе двери нам так и не открыл. Но дорогу, вернее дверь, как известно, осилить можно, если туда стучаться с улыбкой. И вот, куда мы попали!
Музей Пиросмани
Как раз здесь было не все так грустно. После прошлогодней реставрации музей был открыт, и за 3 лари нам отперли подвал, в котором доживал великий Нико. От самого Нико сохранились только топчан и стол. Ну и
подвал. В начале 20 века вход в подвал был со стороны арки (сейчас в музей входят с ул. Пиросмани). Улица называлась Молоканской, и что удивительно, в этом доме жила сестра Анушкиной прабабушки. Разыскивая пропавшего без вести прадедушку Порфирия
Ломая, я нашла потрясающий документ, практически похоронку, в котором был указан именно этот адрес для связи с родственниками: ул.Молоканская 29, Цицино Ломая. Так что ходили мы по этой улице с особым чувством.
подвал. В начале 20 века вход в подвал был со стороны арки (сейчас в музей входят с ул. Пиросмани). Улица называлась Молоканской, и что удивительно, в этом доме жила сестра Анушкиной прабабушки. Разыскивая пропавшего без вести прадедушку Порфирия
Ломая, я нашла потрясающий документ, практически похоронку, в котором был указан именно этот адрес для связи с родственниками: ул.Молоканская 29, Цицино Ломая. Так что ходили мы по этой улице с особым чувством.
Дом-музей Якоба Николадзе
Удивительно то, что ул.Николадзе находится совсем рядом, параллельно ул.Родена, на которой находится сам дом. Позже нам рассказали, что сам Николадзе настоял, чтобы улицу, на которой стоял его дом, назвали именем его учителя.
Итак, Яков Николадзе (1876-1951), грузинский скульптор, учитель Тамары Абакелия и Нино Церетели, родился в Кутаиси, учился в Строгановском училище в Москве, потом в Одессе, потом в Париже у самого Родена. Даже написал книгу "Один
год у Родена", где рассказал о том периоде своей жизни. Его работы находятся в галерее Пиросмани на пр.Руставели, а самая, пожалуй, известная - надгробие И.Чавчавадзе - в Пантеоне на Мтацминда.
год у Родена", где рассказал о том периоде своей жизни. Его работы находятся в галерее Пиросмани на пр.Руставели, а самая, пожалуй, известная - надгробие И.Чавчавадзе - в Пантеоне на Мтацминда.
Сейчас в доме Якоба живет семья его внука, тоже скульптора. К сожалению, так как это собственность родственников, то правительство не спешит помочь с ремонтом здания и приведением музея в нормальное
состояние. Очень жаль...
Квартира-музей Вахтанга Чабукианисостояние. Очень жаль...
Сегодня здесь открывается выставка "История в автографах", посвященная жизни и творчеству Чабукиани. Но мы решили не дожидаться вечера и пришли в середине дня. В музее нас
встретила внучатая племянница Чабукиани Тамара Рухадзе, рассказала о жизни и судьбе выдающегося танцовщика. Фотографировать было нельзя. Увы!
Итак, Вахтанг родился в семье плотника Михаила Чабукиани. Мать его была прибалтийской немкой. Всего в семье было семеро детей. Удивительно, что несколько детей из такой простой семьи связали свою жизнь с искусством танца (две его сестры и племянница Этери Чабукиани были балеринами). В начале 20 века было модным, чтобы дети обучались в танцевальных студиях. Вот в такой балетной школе (ныне тбилисское хореографическое училище) у итальянки Марии Перини (вспомните "Мелодии Верийского квартала") обучалась сестра Вахтанга. Он же работал подмастерьем в ремесленной лавке Марии Шевалье. Однажды ему поручили доставить елочные игрушки в балетную школу Перини. Так
мальчик впервые увидел балет. Он попытался повторить некоторые движения за учащимися, и руководительница студии пришла в восторг от его данных. Отец был категорически против, чтобы сын танцевал. И Вахтанг тайно ходил на занятия, а Перини занималась с ним совершенно бесплатно.
В 1926 году Вахтанг попал в академию А.Я. Вагановой в Ленинграде. К тому времени ему уже было 16 лет, но он за три года прошел полный курс обучения, и уже в 1929 году стал солистом Кировского (Мариинского) театра. Танцевал с Т.Вечесловой, М.Плисецкой, Г. Улановой и многими другими.
Умер в 1992 году, похоронен в Пантеоне на Мтацминда.
На выставке представлены книги и картины с дарственными надписями от Н.Дудинской, А. Мессерера, А.Осипенко, С.Лифаря и др. Тут же находится подаренная Чабукиани
картина Л.Гудиашвили «Цеква ирмула»
(«Танец ирмула»), картина Елены Ахвледиани «Шатили».
В музее хранятся копии костюмов к балетам "Лауренсия", "Отелло", "Дон Кихот". В 1973 году в театре оперы и балета был пожар и многие костюмы сгорели.
Комментарии
Отправить комментарий